Прошло всего несколько дней с момента моего возвращения из Южной Кореи. И, как говорится, куй пока горячо: решил нарубить отчётец об интересном опыте взаимодействия с а/к Air Astana, которая постепенно начинает захват азиатского направления из регионов России.
01. Мировой имидж перевозчика.
Air Astana — единственная компания Казахстана, самолетам которой разрешены полеты в страны Евросоюза. И только она входит в международную ассоциацию IATA. Недавно а/к была признана лучшей среди авиакомпаний Центральной Азии и Индии.
Источник: http://samolety.org
Источник: http://samolety.org
По мнению влиятельного британского консалтингового агентства SKYTRAX, специализирующегося на изучении качества предоставляемых услуг различными авиаперевозчиками, авиакомпании присвоены четыре звезды. Это очень хороший показатель, к примеру, Аэрофлот также имеет 4*. Однако, при этом, Air Astana не входит в рейтинг «Самые безопасные авиакомпании мира 2019» от Jacdec.
Источник: http://samolety.org
Источник: http://samolety.org
На момент написания статьи в самолетном парке Air Astana насчитывается 34 лайнера, еще 6 заказано. Средний возраст самолетов — 8.5 лет. Флот состоит из самолетов Airbus, Boeing и Embraer.
02. Ценовая политика авиакомпании.
Пожалуй, это из один из главных и актуальных вопросов. Сколько бы я не мониторил цены на перелеты, предложения данного перевозчика всегда были на пару тысяч меньше минимальной цены на текущие даты по конкретному направлению. Из Новосибирска казахи демпенгуют S7 Airlines, поэтому на мои даты (при том же наборе пересадок) билет стоил всего 24000 рублей, а вот из Екатеринбурга явных конкурентов по этому направлению нет, из-за чего пришлось выложить 35500 рублей. По схожей цене из Екатеринбурга также летают Uzbekistan Airways c вылетом по четвергам, а обратно по средам. Ближайший конкурент S7 Airlines остановился на отметке 40800 рулей без багажа, Aeroflot — 44900 рублей, Emirates — 49300 рублей, про катарцев и сингапурцев вообще молчу. Пример расчёта на майские даты представлен ниже
1 из 2
03. Неудобное расписание для регионов.
Даты перелета пришлось подбирать довольно долго. Дело всё в том, что расписание регулярных рейсов продумано лишь частично. Это сугубо личное мнение. Как правило, предлагаются две остановки на пути следования: Нур-Султан (Астана) и Алматы. Самое неприятное, что продолжительность этих пересадок обычно варьируется от 7 до 23 часов каждая.
Правда, из этой некрасивой ситуации а/к выкрутилась довольно достойно: всего за 1 USD Вас разместят в хорошем отеле, предоставят завтрак и трансферты. Услуга оформляется и оплачивается заранее на сайте а/к, независимо от места приобретения билета. Все подробности на сайте Air Astana в разделе «стоповер холидейс».
Такие опции комфорта были неинтересны, т. к. в моем распоряжении было очень мало свободного времени, а основная задача заключалась в минимизации полетного времени до Сеула и обратно. В результате максимально комфортная картина нарисовалась следующим образом: по дороге в Сеул предполагались две остановки (Нур-Султан 2 ч. 20 мин и Алматы 2 ч. 5 мин); обратно в Екатеринбург сразу через Нур-Султан с остановкой в 4 ч. 10 мин. Красиво всё было только при покупке билета, а дальше была неразбериха и звонки в Казахстан. Приключениям везде у нас дорога.
04. Служба поддержки клиентов и задержки рейсов.
За неделю до вылета а/к отменяет рейс в Алматы и совмещает его с более поздним. На пересадку остается всего 1 ч. 15 мин. В авиакомпании заверили, что этого времени будет достаточно для пересадки. За несколько часов до вылета приходит очередное уведомление о том, что рейс в Алматы будет задержан ещё на 50 минут, а на пересадку в Вашем распоряжении остается всего 15 минут, при условии, что посадка заканчивается за 20 минут до вылета.
1 из 2
Настя Павлик обвинит меня в выдумке, Виктория Порозкова и Олег Борисевич напомнят о карме, а Олег Nomad, Анна Кудрявцева и Лариса Киселева в очередной раз воскликнут: «Ну ни дня без приключений». В этот раз свидетелей моего онлайн репортажа было больше, чем достаточно, т. к. ситуация приобрела широкий размах.
И вот с чего всё началось. Звоню на горячую линию в Алматы. Практически сразу мне ответила диспетчер Айжан Жоламан (Aizhan Zholaman). Девушка очень тактично выслушала мою ситуацию, проверила информацию, несколько раз принесла сочувственные извинения и немедленно преступила решать мою проблему. Я был покорен вежливостью, грамотностью и оперативностью молодой сотрудницы. «Мне здесь помогут» — мысль, которая успокаивала. Проблему мою решали недолго. Так как все полеты в вечернее время, то альтернативных рейсов Air Astana и других а/к нет, поэтому поступило предложение за счет авиакомпании провести сутки в Нур-Султане, а на следующий день прямиком вылететь в Сеул. От безысходности ситуации пришлось согласиться на эти условия.
По дороге в аэропорт мне снова звонит Айжан и сообщает следующую информацию: из Алматы в Сеул полетит тот же борт, что и из Нур-Султана в Алматы, поэтому неминуема задержка рейса на последнем сегменте, а за время подготовки борта я успею пройти все предполетные формальности, аэропорт небольшой. Получив моё радостное согласие на этот небольшой риск Айжан вновь преступила перебивать билеты.
В личном кабинете моя бронь перестала отображаться, а я иду на стойку регистрации со словами: «Девушка, я не знаю куда лечу». В ответ: «Вас нет среди пассажиров». Ну, круто! Снова звонок в Алматы. Айжан сообщает, что не может восстановить злополучный сегмент «Нур-Султан — Алматы», просит терпения и понимания. Звонок прерывает SMS — «Ваш баланс -900 рублей». До вылета 1,5 часа.
В ответ на моё очередное письмо Айжан перезвонила с известием, что все получилось, а я вновь могу проследовать на регистрацию. На моё возвращение сотрудница Кольцово смотрела как на поступок дурочка или больного человека, но после объяснения ситуации паспорт взяла. Перед вылетом мне вновь позвонила Айжан, поинтересовалась все ли хорошо, принесла извинения, пожелала хорошего полета и, мне кажется, выдохнула. Два часа она возилась со мной. Спасибо ей за трепетную работу с клиентами, а её начальству советую присмотреться к вопросу премирования талантливого сотрудника.
05. Полетная программа в Сеул.
Рейс «Екатеринбург — Нур-Султан» осуществлялся на легком и компактном Embraer 190. Это был мой первый полет на бразильской птичке. Как оказалось, EMB-190 — небольшая шустрая машинка с шагом кресел «2–2» в экономе и «1–2» в бизнесе.
Самолет не старый, всего 5 лет от роду; состояние салона вполне сносное. Расстояние между креслами чуть больше среднего.
Команда бортпроводников состояла из шести человек, что для небольшого самолета весьма много. Видимо, это связано с организационно-конструктивными особенностями данной модели. Встроенные системы электронных развлечений, как индивидуальные, так и в салоне отсутствуют. Это обстоятельство отнюдь не напрягает. После набора высоты особо желающие могут подключиться к развлекательной системе через смартфон, о ней информация будет чуть ниже.
Посадка прошла быстро и организовано. Самолет заполнен на 80%, в моем ряду вовсе не было соседей. Перед взлетом выдавали карамельки и прессу. Вылетели на 7 минут раньше расписания. От того, что самолет узкий и маленький, набор высоты ощущается намного сильнее и резче, чем в A320, например. Кажется, что взлет проходит почти по вертикальной траектории. Сильнее ощущаются сопротивления ветра, воздушные ямы и пр. Однако к этому привыкаешь весьма быстро.
Питание, предложенное на рейсе, было очень скромным. На выбор маленький пирожок с капустой или индейкой. Из напитков пиво, сок, газированная вода (Кола или Буратино), а также чай, кофе и питьевая вода. Время в пути 1 час 35 минут.
Стюардессы милые и обаятельные, каждая достойна титула «Мисс Казахстан». Неужели в авиакомпании действует жесткий Face Control при отборе кандидатов?
Полёт прошел очень спокойно. Пилотирование на высшем уровне. Единственное, что в салоне было очень жарко. Окна иллюминатора припекали, как раскаленная сковородка. Как пишут другие обозреватели, такое на EMB-190 случается часто. Помимо обаятельных стюардесс и комфортного салона, полет украсила очень красивая посадка в Нур-Султане под успокаивающую инструментальную музыку.
Для внутреннего рейса в Алматы транзитным пассажирам нужно сменить терминал. Это возможно только наземным путем через улицу, что выдвигает требования прохождения паспортного и таможенного контролей, а также это очередной повод для новых штампиков в паспорте. Всё было очень быстро и организованно. Мой респект наземным службам.
После прохождения всех формальностей, я проследовал на информационную стойку для уточнения деталей дальнейшего своего поведения. И очередная неожиданность постучалась в мои двери.
— Вы из Екатеринбурга?
— Да.
— Денис Миронов?
— Опа! Как Вы догадались?
— Информация по Вашему полету сейчас на слуху у всех отделов. Мы контролируем ситуацию, не переживайте. В Сеул полетит тот же 767-ой боинг. Вас будут встречать и укажут путь следования. Мы отследим, чтобы Вы попали на борт и добрались до точки назначения.
Вау. Это было крайне приятно слышать. На радостях я отправился гулять по территории, благо погода была хорошей. Прямо весна, весна. А ещё яркий закат. Тут же вспомнилась песня Людмилы Гурченко, но немного на свой лад: «Он уехал, он уехал в Астану… А приехал в Нур-Султан…».
Хорошие известия было решено отметить в кафе, расположенном в стерильной зоне. Пельмени, пирожное, капучино обошлись мне примерно в 500 рублей. Правда, как оказалось, можно покушать намного дешевле, но об этом информация ниже.
Внутренний терминал аэропорта Нур-Султана очень напоминает Южный автовокзал в Екатеринбурге. Разве что более просторный. Не хотел бы я там торчать 10 часов на пересадке. Это и стало причиной покуситься на пельмени. Wi-Fi слабый и постоянно отваливался. Магазинов практически нет, делать там абсолютно нечего.
Спустя 3,5 часа последовало объявление, что рейс в Алматы задерживается ещё на час. Хоть мне уже терять было нечего, но от грусти и тоски хотелось лезть на стены. Опоздавший борт готовили в течение 15 минут. После парковки самолета все события начали приобретать очень интенсивный характер, что только радовало. Салон даже успели неплохо почистить.
Рейс «Нур-Султан — Алматы» выполнялся на дальнемагистральном Boeing 767–300. Возраст самолета — 5 лет, но ощущение, что он моложе. Хотя мне всегда казалось, что это модель прошлого поколения. Шаг кресел в экономе «2-3-2». Расстояние между креслами — среднее. Загрузка самолета на 100%. Очень понравилась подсветка салона; ближе к интимной, чем расслабляющей:-).
По фотографиям уже можно судить о наличии системы развлечений, встроенной в спинку кресла. Пассажирам выдаются одноразовые наушники. Честно сказать, контент скорее огорчил, чем порадовал. В кинотеке чуть более десятка фильмов и сериалов, которые не прижились и давно забыты телеканалом СТС. Музыкальный контент тоже весьма слаб. Выбор игр довольно посредственный. Самое интересное — наблюдение за траекторией полета и зомбирование таймера «время до пункта назначения». Приятной фишкой является наличие разъёма USB для подзарядки портативных устройств.
Очень впечатлил предполетный инструктаж, который транслировался в системах развлечений. Впервые его было интересно слушать и смотреть, т. к. к данному вопросу руководство авиакомпании подошло весьма творчески. Стандартные требования полетной безопасности были продемонстрированы театром теней.
В остальном данная «современная штука» мне была совсем не интересна. На борту имеется платный беспроводной интернет по приемлемым ценам. Однако 1 ч. 25 минут полетного времени можно спокойно перетерпеть.
На таком коротком перелете было предоставлено горячее питание. Правда, выбора не было. Только вареники с картошкой в поджарке из грибов и лука, а также вафелька. Выбор напитков тот же, что и на рейсе из Екатеринбурга. Стюардессы выполняли очень важную миссию: «накормить, напоить и убрать за 30 минут». C миссией справились.
После посадки в Алматы пришлось стучаться в окна, ломиться в двери и работать локтями. Оказалось, что и здесь смена терминала возможна только через улицу. На выходе меня никто не встречал. Сокрушаться и искать представителей не было времени, поэтому пришлось рвануть. Это была самая озорная пятиминутка в моей жизни. С рюкзаком и языком набок я бежал не озираясь ни на что. Немного заблудился на улице, но таксисты-караульщики мне подсказали дорогу. Благо на досмотрах и паспортного контроле совсем никого не было, а в стерильной зоне я оказался уже через 7 минут после выхода из самолета. Борт подготовили очень быстро, примерно через 20 минут началась очередная посадка.
Рейс «Алматы — Сеул» выполнялся на том же Boeing 767–300. Каждое место комплектовалось подушкой. В этот раз место было у окна, а у меня не оказалось соседа. Недолго думая, я развалился на двух сидениях и закимарил. Проснулся от того, что меня укрывает пледом стюард. В ту же минуту мне вручили ещё и дорожный набор (надувная подушка, маска для сна, наушники, носки, ручка, зубные паста и щётка, крем для рук, беруши).
Удивительно, но пледы и наборы выдавали не всем, только при необходимости. В других 4*-5* авиакомпаниях пледы и дорожные наборы лежат сразу на креслах, здесь их выдавали лично в руки. За 50 минут до посадки пледы вновь отбирали. Видимо, нельзя оставлять один на один плед и русского пассажира. Пледы, надо сказать, были классные.
Сразу после взлета шустро разнесли ужин. На подносе были корейская морковь (действительно, летим же в Сеул; хотя корейцы об этом блюде слышать не слышали), плавленный сырок, булочка, коробочка рахатовских конфет. Из основных блюд на выбор были макароны с говядиной и курица с рисом. В моей порции был всего один кусочек говядины, остальное морковь, макароны и соус. Примечательно то, что выдавали нормальные металлические столовые приборы.
Винная карта тоже была чуть более разнообразной. К пиву добавились виски (дешевый Bells) и вино. Наливали щедро, но один раз. После употребления сих яств я провалился в сон. Разбудили за час до прилета: бортпроводники раздавали миграционные карты.
Стало быть, мы подлетали к Южной Корее. Время в пути из Алматы в Сеул 5 ч. 35 мин. Я бодрствовал, первый день не будет потерян.
Посадка в Сеуле
06. Полетная программа в Екатеринбург.
Время вылета из Сеула в Нур-Султан, на мой взгляд, весьма неудобное — 05:50. Метро ночью не работает, поэтому в аэропорту придется таскаться довольно долго. Дьюти Фри в это время работает в щадящем режиме (всего пара магазинов парфюма, алкоголя и чая с женьшенем). В столицу Казахстана был подан борт Boeing 757–200, который провел в небе уже 22,5 года. Машина очень шумная, мы аж проснулись от гула в терминале Инчхона, когда прибывший самолет осуществлял рулёжку.
Шаг кресел в экономическом классе «3–3». Расстояние между креслами огромное. Это был один из самых просторных салонов в моей практике.
Несмотря на почтенный возраст, самолет внутри был свеж и опрятен. О старине лишь напоминали устаревшие модификации информационных панелей и мой столик, который буквально силой приходилось приколачивать в спинку кресла. Сидения сразу были укомплектованы подушкой и дорожным набором. Он в этот раз был немного другого состава (ложка для обуви, расчёска, маска для сна, носки, беруши и далее по списку).
За все перелеты небольшой культурный шок вызвал казахский язык. Когда миниатюрная красивая стюардесса читает инструктаж мелодичным голосом на языке полного согласных… Ну никак в моем сознании не увязывался этот комбо-набор. Курлуадре…
Системы электронных развлечений на борту не предусмотрены. Однако были выданы наушники, возможно, для использования при подключении к электронной системе через смартфон.
В этот раз было выдано малоинформативное меню. За 7 часов полетного времени кормили и поили всего один раз, причем сразу после взлета.
Питание было слабым. Зеленый салат был перемешан с капустой и заправлен майонезом; обещанного сыра в наборе не оказалось; трески было тоже немного, и, вообще, треска ли это была? Крепкого алкоголя на этом рейсе не предлагали, возможно, связано со временем вылета.
Но не в питании суть. Главное, что было очень просторно, у меня отсутствовал сосед, и я вновь всю дорогу до Нур-Султана проспал, как убитый. Для меня это самый главный показатель комфорта. Все полеты перевозчика проходят на высоте 12000 метров, так высоко я ещё никогда не поднимался.
В Нур-Султан мы прилетели в районе 09:50. Предстоял очередной паспортный контроль и выход в город. В аэропорту ловлю беспроводной интернет, а в моем почтовом ящике уже застряло письмо от авиакомпании. Во-первых, мне прислали справку о задержках рейсов на английском языке (по моему запросу). Во-вторых, Air Astana принесла очередные извинения и предложила компенсацию в размере 516 рублей, несмотря на то, что мой полет состоялся по первоначальному регламенту. Деньги смешные, но них можно гульнуть в аэропорту Назарбаева или съездить туда-обратно до центра города на yandex такси.
Согласно инструкции деньги можно было получить в офисе авиакомпании. Однако там мне дали мгновенный отказ, т. к. данной информации в их корпоративной системе не оказалось. Ну ничего вышлю им паспорт. Мало того, что мне там не дали денег, так ещё и отжали у меня 10000 тенге: я не удержался и купил новую модель самолета Boeing 767–300 в ливрее национального перевозчика))).
1 из 3
Во внутреннем терминале имеется небольшой минимаркет Gala. Цены там очень приемлемые, а самое главное — большой выбор готовых блюд. Вареники с творогом, пельмени, винегрет, пирожок обошлись мне в 100 рублей. Четыре часа ожидания были весьма не утомительными. Небольшой неприятный осадок остался от паспортного контроля в зоне вылета, где на ногах пришлось простоять около одного часа.
Рейс в Екатеринбург был вновь на Embraer 190. Полет был во многом похож на вылет из Екатеринбурга: красивые стюардессы, жара в салоне, комфортные расстояния. Правда, выбора пирожка лишили всех пассажиров: выдавали только с индейкой. Самолету 8 лет, время в пути 1 час 20 минут.
07. Выводы и резюме.
— Авиакомпания претендует на высокие стандарты. От части это оправдано. Однако в погоне за оригинальностью и преподнесением сервиса теряется основная суть, например, питание. Много внимания уделяется мелочам, упуская из фокуса основные моменты. Куча красивых упаковочек, а содержание капуста с майонезом. Зато раздают всеми забытые карамельки.
— Ужасная багажная политика. В стоимость включены всего 20 кг., что в наше время недостаточно для конкурентоспособного предложения, особенно среди нацперов. Докупить второе багажное место на сайте или в кассе нельзя. Остается только оплачивать перевес, а стоит он неоправдано дорого (из Сеула в Екатеринбург — 17 евро за каждый килограмм). Например, у 3* авиакомпании Alitalia доп. багаж на продолжительном рейсе «Мехико — Москва» обойдется в 100 евро за 23 кг.
— На некоторые рейсы онлайн регистрация невозможна. Возможно проблемы сайта. Тем не менее, за 24 часа до вылета можно предварительно выбрать место в салоне как бесплатно, так и за дополнительную плату.
— Сервис клиентоориентированный. Внимательное и трепетное отношение в воздухе и на земле.
— Самолеты разных возрастных категорий, но все комфортные. Одни чуть больше, другие чуть меньше. Содержание понятия «комфорт» у всех разное. В моем случае, первостепенную роль играли температура на борту, расстояние между креслами, а также работа кабинного экипажа.
— Система электронных развлечений скучная и для меня осталась бестолковой. Wi-Fi на борту недорогой.
— Пилотирование и работа обслуживающего персонала были выше всяких похвал. Всё оперативно, налегке и спокойно.
— Регулярность рейсов прихрамывает. Во всяком случае, в моем опыте.
— Достойна похвалы опция «Стоповер за 1 USD», особенно от тех, кто располагает свободным временем.
— Хищный демпинг и зачастую лучшие ценовые предложения в Куала-Лумпур, Дубай, Дели, Сеул, Казахстан и др. из регионов России.
— Пока в моем рейтинге авиакомпания Air Astana занимает 7-ое место, не дотянув до Thai Smile и Aeroflot, но опередив Avianca и Alitalia. Всего в рейтинге участвуют 32 авиакомпании.
Как видим, у авиакомпании Air Astana имеется потенциал для дальнейшего роста. Есть нестыковки в отношении «ожидание / реальность» для авиакомпании, носящей 4* Skytrax. В дальнейшем от услуг авиакомпании отказываться не собираюсь. При наличии конкурентоспособных предложений, обязательно воспользуюсь услугами казахского перевозчика. Желаю исключительно приятных полетов, Ваш Den-Ekb.